Биография А. Беннета


Родился в 27 мая 1867 года в Хенли, Стаффордшир, Англия. Умер 27 марта 1931 года в Лондоне.


Английский писатель-романист, драматург, критик и эссеист, большинство работ которого стали важной связующей частью между английским романом и основым направлением европейского реализма.


Отец Беннета был человеком, который сделал сам себя и сумел получить право на адвокатскую деятельность: атмосфера в семье была полна респектабельности и самосовершенствования. Арнольд, старший из девяти детей, обучался в Средней Школе в Ньюкасле-под-Лимом; затем он работал в офисе у отца в качестве клерка. В 1889 года Арнольд переехал в Лондон, опять же в качестве адвокатского клерка, но вскоре сам крепко стал на ноги в литературе, после того как написал серию популярных рассказов и стал редактором в женском журнале. Вслед за публикацией своего первого романа, «Человек с Севера» (1898) он стал профессиональным писателем, и поначалу жил в пригороде Бедфордшира, а потом, после смерти своего отца, переехал в Париж в 1903 году. В 1907 году Беннет женился на французской актрисе, Маргерит Сули; в 1907 году они развелись.


Арнольд Беннет лучше всего известен своим искуссно наполненным деталями романом «Пять городов» - о «Гончарнях» *, позднее ставших городом Сток-на-Тренте, в его родном Стаффордшире. Когда Арнольд был еще начинающим писателем, он выучился искусству французских романистов в процессе тщательного изучения их работ, особенно творчества Густава Флобера и Оноре де Бальзака, которые придавали особое значение детальному описанию людей, места действия и событий. Также он напрямую обязан Джорджу Муру, на которого повлияли те же самые писатели. Критика Беннета была настолько высокого размаха (как будто он никогда не писал рассказов), что этот человек занял важное место в ряду писателей. Арнольд был немного менее успешен на драматическом поприще, но пьеса «Вехи», 1912, написанная совместно с Эдвардом Кноблоком, «Великие приключения» (1913), поставленная по роману Беннета за пять лет до этого, «Погребенный заживо» (1908), долго пользовались спросом и ставились на сцене.


В начале 1893 года он воспользовался своими «Пятью городами» в качестве основы для новой повести и своих главных романов «Анна из пяти городов» (1902), «Повесть старых жен» (1908) и «Клеэхенгер» (1910); вместе со своими преемниками Гильдой Лесвейс (1911), «Эти двое» (1916) и «Семьей клеэхенгера» (1925) – уходящими корнями в «Пять городов». Единственное исключение составил роман «Райсимен-Степс» (1923), действие которого происходило в районе Лондона, где жили представители средней прослойки общества.


Париж в то время, когда в нем жил Беннет, был столицей искусства, и писатель воспользовался всеми возможностями для изучения музыки, искусства и литературы, ну и, конечно же, жизни. Он сохранил понимание провинциальной жизни, но избавился от провинциальной внешности, став одним из наименее сдержанных англичан. Во время того, как популярная культура и загадочное самодовольство были наравне заложены в элите с рождения, Беннет стал космополитом, высоко ценящим живопись импрессионистов, балеты Сергея Дягилева и музыку Игоря Стравинского, задолго до того, как те обосновались в Лондоне. Позже, просматривая постоянный поток новых книг, Беннет безошибочно выбрал значимых впоследствии писателей следующего поколения – Джеймса Джойса, Лоуренса, Вильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, и проницательно их похвалил. После возвращения в Англию, Беннет разделил свое время между Лондоном и усадьбой в Эссексе. Он никогда больше не возвращался в Гончарни, если не считать коротких визитов, но продолжал жить там в своем воображении, так же, как и Джойс в Дублине.


Беннет написал 30 романов, и даже самые небольшие из них отображают его жизненные ценности, ироничные, но добрые, критичные, но с большой долей терпимости. Его репутация была не слишком высокой в 1920- 30-х годах, но вскоре возросла, частично в результате переоценки его работ группой молодых писателей, которые чувстовали себя в долгу перед Беннетом с художественной точки зрения. Журналы Арнольда Беннета (1896-1928) были выпущены в трех томах с 1932 по 1933 годы.



* Разговорное название Сток-он-Трент, графство Стаффордшир, где находятся известные фаянсовые и фарфоровые заводы компаний "Веджвуд" [Wedgwood], "Минтон" [ Minton ], фирмы "Доултон" [Doulton] и др.